ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ХОРЕОГРАФИИ
Пояснительная записка.
Программа предназначена для занятий по хореографии в детском саду, для детей 5-7 лет.
Предмет «Хореография» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном
образовательном учреждении.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель: Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Обучить детей танцевальным движениям.
• Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение.
• Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
• Формировать умение ориентироваться в пространстве.
• Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей.
• Развить музыкальный слух и чувство ритма.
• Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.
Программа рассчитана на два года обучения. С сентября по май включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по
30 минут. Форма обучения – групповые занятия. Дети старшей и подготовительной групп. Отбор детей проводится в
соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей. Обязательны консультации и разрешение
родителей.
Занятие состоит из трех частей:
1. Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка. (5 минут)
2. Основная - она делится на тренировочную (изучение нового, повторение, закрепление пройденного материала)
и танцевальную (20минут)
3. Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)
Учебный материал включает в себя:
- Познавательные занятия.
- Музыкально-ритмические занятия.
- Элементы народного танца.
- Элементы детского бального танца.
- Элементы эстрадного танца.
-Хороводы и коллективные танцы.
Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям
хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому
учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев. Все разделы программы объединяет игровой метод
проведения занятий.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из
разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с
некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала.
Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве,
ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие
упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.
Содержание программы.
Предмет «Хореография» предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и
«мышечного чувства», формирование художественно – творческих способностей.
Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, динамики,
структуры музыкального произведения.
Упражнения по развитию ориентации формируют у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения
по развитию «мышечного чувства» вырабатывают самоконтроль за движениями. Стремление проявить фантазию и
воображение, имитации различных трудовых процессов содействуют развитию художественно – творческих
способностей детей.
В «век гиподинамии» хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их
здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно,
одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Содержание материала программы включает в себя многие рекомендации Карла Орфа.
Развитие навыков движения рассматривается Орфом не как самоцель, а как одно из средств музыкального и
эмоционального совершенствования. Поэтому и обучение танцу как таковому начинается не ранее того момента, когда
дети исследуют и изучат двигательные возможности своего тела и его отдельных частей.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная
игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение,
бег и бег в припрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые
движения и должны составлять главную заботу педагога – хореографа, работающего с дошкольниками.
Жизненно важно поддерживать присущее детям удовольствие от возможности произвольного движения под музыку.
Если в начале ребенок движется спонтанно, сам по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного
движения вместе со всеми участниками музицирования.
Составной частью двигательных занятий является обучение детей ориентированию в пространстве: движение по
кругу, квадрату, диагонали, «змейками», «восьмерками», парами, тройками, цепочками, со сменой партнера,
направления движения и т.п. Ребенок учится соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений.
Используются также специальные упражнения на реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку,
напряжение и расслабление. Музыкально – двигательные задания незаменимы для развития навыков поведения в
группе, умения общаться, войти в контакт с другими участниками и действовать совместно.
Новшеством Орфа является особая форма сочетания, взаимосвязи музыки и движения. Акцент, сделанный Орфом на
импровизации не только музыки, но и движения, пробуждает спонтанные индивидуальные проявления двигательной
активности, препятствует формированию штампов двигательных форм. Простейшие движения, доступные малышу: шаг,
бег, наклоны, повороты, кружения и др., - становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Любое движение
может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению,
выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Постепенно двигательное мастерство и умения детей
совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений.
Малыши обычно не закомплексованы единомыслием, если педагог дает им возможность на занятии самим попробовать
и увидеть, как бесконечно разнообразны, могут быть даже обычные шаги. Детей необходимо побуждать находить
индивидуальное решение и поощрять разномыслие, позволяющее найти огромное число верных и подходящих решений
одной и той же задачи.
Такой подход необходим для воспитания творческой личности и должен быть осознан каждым педагогом как
фактор величайшей для дальнейшего развития детей.
Если на первоначальных стадиях обучения движения ребенка спонтанны, то позднее они становятся оправданными,
превращаясь в элементарный танец. По мере развития детей внимание в двигательных упражнениях может быть
концентрировано на специальных моментах (акцентированные и не акцентированные шаги в различных метрах,
соединение различных видов шага, бега и т.д.). Именно такой путь естественного и постепенного рождения
элементарного танца из элементарных движений под простую, доступную детям музыку предлагается в концепции
музыкального воспитания Орфа. Шаг за шагом детям предоставляется возможность комбинировать известные
движения, составлять из них простейшие танцевальные композиции, включать в них инструментальные части,
мимические сценки, чередовать сольные и массовые части. Танец под одну и ту же музыку на каждом уроке может быть
иным.
Рассматривая роль движения в концепции Орфа более узко, необходимо сказать о его ведущей, основополагающей роли
в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу и всегда сопровождается моторными
реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращения языка, мышц головы,
пальцев ног, гортани, грудной клетки и т.д.
Основной задачей на начальном этапе становление и развитие чувства размерной метрической пульсации, которое
нужно длительно формировать у детей, чтобы оно стало устойчивым навыком. Его неразвитость у ребенка закрывает
ему возможность для самых элементарных форм совместного музицирования. Поэтому внимание к метру в концепции
Орфа – первостепенное. Движение здесь является обязательным и незаменимым средством. Все его простейшие виды,
вначале на одном месте, затем с продвижением в пространстве, соединенные с речью, звучащими жестами, шумовыми
инструментами, пригодны и полезны в этой работе. «Источником» двигательных идей являются сами дети, их
способность бегать, прыгать, скакать, кружиться. Можно использовать любое движение, естественное для них.
Таким образом, движение в концепции Орфа является:
- неотъемлемой частью элементарного музицирования, органически связанной с музыкой и речью;
- способом внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим телом (от простейшего движения к
элементарному танцу);
- средством естественного творческого самовыражения в пространстве; одним из главных способов формирования
навыков импровизирования;
- основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно – психических процессов;
- основным средством развития чувства ритма;
- средством развития социально – коммуникативных навыков;
- источником ни с чем не сравнимой радости для детей.
Наиболее важным, является использование элементарного движения как естественной спонтанной реакции ребенка на
музыку, стремление закрепить взаимосвязь музыки и движения в ощущениях, привить детям желание находить
индивидуальную интерпретацию этой связи. Лишь в постепенном совершенствовании владения своим телом под
элементарную музыку рождается танец, также элементарный, а не сценический (с большим количеством
разнообразных танцевальных движений и фигур, трудных для исполнения и запоминания).
Поэтому можно смело включать импровизационные формы в публичные показы. Дети должны иметь некоторый опыт
подобной творческой работы и быть действительно увлеченными происходящим. Тогда все неожиданности будут
радостными, вызовут улыбку и одобрение. Главным доказательством будут дети: их сияющие глаза, всегда ожидающие
чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к танцу, умение включаться
спонтанно в любое музицирование.
Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям
хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому
учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев. Все разделы программы объединяет игровой метод
проведения занятий.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из
разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с
некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала.
Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве,
ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие
упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.
1.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
К концу года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции
ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на
пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные
танцы.
Участники кружка должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в
художественном коллективе, добиваясь результатов. А результат отслеживается в участии в мероприятиях детского
сада, в концертах, фестивалях и конкурсах.
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы:
практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других
коллективов и т. д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
• Светлый и просторный зал.
• Музыкальная аппаратура.
• Сценические костюмы.
• Реквизит для танцев.
3.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует
тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.
Прежде, чем научить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить
связывать музыку с движением. Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не вызывающие
особых затруднений для их восприятия и исполнения. Движения показывает педагог. Надо следить, чтобы дети не
повторяли сразу за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению начинается с его
названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления
движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его
правильного исполнения сразу нельзя, то изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое
повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники исполнения. Но нужно
помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным.
Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников.
Для обучения танцам детей дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства
разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим
компонентом.
Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления
волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом
даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Кроме танцевальных элементов на занятиях кружка дети знакомятся с различными упражнениями связанные с отсчетом
ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает
чувство музыкального ритма. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность
лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица.
И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные
этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше
выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка
подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
На протяжении всех занятий, особенно на начальном этапе, очень важно следить за формированием правильной осанки
детей. С этой целью рекомендуются задания на укрепление мышц спины.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при
использовании педагогических принципов:
*принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный
подход к каждому участнику кружка.)
*принцип постепенного повышения требований;
*принцип систематичности;
*игровой принцип;
*принцип сознательности, активности;
*принцип повторяемости материала;
*принцип наглядности.
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
• объяснение методики исполнения движения.
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
• качественный показ;
• словесное (образное) объяснение;
• повторение.
Итогом занятий является непосредственно танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает
развить пластичность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения,
проявляют свою индивидуальность.
4.
нормативно-методические документы по организации деятельности танцевального кружка.
1. Закон Р. Ф. «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменением и дополнениями).
2. Концепция дошкольного воспитания (1989).
3. СаНПиН (2.4.1.3049-13)
4. Письмо Минобразования Р. Ф. от 02.06.98. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных
учреждений на выбор программ и педагогических технологий
5. Тематическое содержание.
Первый год обучения.
1. Элементы музыкальной грамоты.
Определение и передача в движении:
-характера музыки (спокойный, торжественный);
-темпа (умеренный);
-сильных и слабых долей.
2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве. Положение в парах. Свободное размещение в зале с
последующим возвращением в колонну. Построение из круга в одну шеренгу, в две шеренги, в четыре шеренги и
обратное перестроение на месте, в продвижении.
3. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц. Разведение рук в стороны с напряжением
«растягивание резинки». Напряжение и расслабление мышц шеи (наклоны головы). Напряжение и расслабление мышц
плечевого пояса, корпуса.
4. Упражнения на развитие художественно – творческих способностей: «веселые барабанщики», «неуклюжий медведь»,
«цирковые лошадки» и т.д.
Движения в образах любимых героев мультфильмов: Чебурашки, Буратино, Кваки – Задаваки и др.
Примерный репертуар
1. «Кадриль » (музыка народная).
2. «хоровод» .(музыка народная
3. «Баба-Яга» (танец – игра). Русская народная прибаутка.
4. «Полька» - парный танец, построен на шаге польки, хлопках в ладоши.
5. «Буратино» - парный танец.
Тематическое содержание.
Второй год обучения.
Занятие проводится два раза в неделю (25-30мин.).
1. Элементы музыкальной грамоты.
Определение и передача в движении:
-характера музыки (спокойный, торжественный);
-темпа (медленный, быстрый);
-динамических оттенков (тихо, громко).
2. Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
Перестроение группы из круга в квадрат. Перестроение из круга врассыпную и снова в круг. Построение двух
концентрических кругов, «воротца», «звездочка», «карусель», «змейка». Движение в колонну по одному из углов по
диагонали с переходом в центре через одного. Перестроение в парах: обход одним партнером другого и одной пары
другой.
3. Упражнение на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц в сочетании с танцевально-тренировочными.
4. Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «разведка», «на речке»,
«клоуны», «под дождем», «трусливый заяц», «хитрая лиса», «Антошка», «львенок и черепаха» и т.д.
Танцевальные импровизации на музыку, выбранную учителем.
Примерный репертуар
1. «Русская плясовая» (музыка народная).
2. «Карусель» (музыка Д. Кабалевского).
3. «Барыня» (пляска с притопами, музыка народная).
4. «Сударушка» - парный танец, построен на тройном ходе с ударом, боковых шагах, шаге-каблуке, «свеча»- положение
рук.
5. «Валенки» (русская народная песня «Валенки»).
6. «Танец петухов» (русский народный танец «Трепак»).
7. «Танец кукол и солдатиков» Вальс-шутка (фрагмент). Музыка Д. Шостаковича.
8. «Танец Чарли» песня «Чудак». Музыка Р. Паулса.
9. «Детский вальс» Вальс. Музыка Л. Делиба.
10. «Менуэт»
Календарно-тематический план.
Сентябрь.
№
1
2
Название раздела
Давайте познакомимся
Встанем в круг
Тема занятия
Виды танцев
Ритмика
Основа
Видео
имитация
3
Музыкально-ритмические движения
Танцующие животные
Ритмика
4
5
6
7
Элементы русского танца
Детский бальный танец
Я хочу танцевать
Хоровод
Во саду ли, в огороде
приглашение
Эстрадный танец
Паровоз
движения
Парный танец
подражание
Коллективный танец
Октябрь.
№
1
2
Название раздела
Старинные танцы
Встанем в круг
Тема занятия
Виды танцев
Ритмика
Основа
Видео
имитация
3
Музыкально-ритмические движения
Танцующие птицы
Ритмика
4
5
6
7
Элементы русского танца
Детский бальный танец
Я хочу танцевать
Осень
Калинка
поклоны
Эстрадный танец
Подготовка к утреннику
движения
Парный танец
подражание
танец
Ноябрь.
№
1
2
Название раздела
Танцы народов мира
Встанем в круг
Тема занятия
Виды танцев
Ритмика
Основа
Видео
имитация
3
Музыкально-ритмические движения
Танцующие листья
Ритмика
4
5
6
7
8
Элементы русского танца
Детский бальный танец
Я хочу танцевать
Хоровод
Мамин день
По мосточку
Элементы вальса
Эстрадный танец
Ламбада
Подготовка к утреннику
движения
Парный танец
подражание
Коллективный танец
танец
Декабрь.
№
1
2
Название раздела
Бальные танцы
Встанем в круг
Тема занятия
Виды танцев
Ритмика
Основа
Видео
имитация
3
Музыкально-ритмические движения
Танцующие снежинки
Ритмика
4
5
6
7
8
Элементы русского танца
Детский бальный танец
Я хочу танцевать
Хоровод вокруг елочки
Новый год
Змейка
хлопки
Эстрадный танец
Игра
Подготовка к утреннику
движения
Парный танец
имитация
Коллективный танец
танец
Январь.
№
1
2
Название раздела
В гостях у Белоснежки
Встанем в круг
Тема занятия
Танцы в мультфильмах
У елочки
Основа
Видео
имитация
3
Музыкально-ритмические движения
Танцующие игрушки
Ритмика
4
5
6
Элементы русского танца
Детский бальный танец
Я хочу танцевать
присядка
лодочка
Эстрадный танец
движения
Парный танец
импровизация
Февраль.
№
1
2
Название раздела
Спортивные танцы
Парный танец
Тема занятия
Танец с предметами
осанка
Основа
Видео
движения
3
Музыкально-ритмические движения
Путешествие в сказку
игра
4
5
6
7
8
Элементы русского танца
Детский бальный танец
Я хочу танцевать
Хоровод
День защитника Отечества
бубен
мяч
Эстрадный танец
Движение по диагонали
Подготовка к утреннику
ритмика
Парный танец
дискотека
Коллективный танец
танец
Март.
№
1
2
Название раздела
Детские танцы
Встанем в круг
Тема занятия
Праздники в детском саду
Ритмика
Основа
Видео
имитация
3
Музыкально-ритмические движения
Что мы знаем
соревнование
4
5
6
7
8
Элементы русского танца
Детский танец
Я хочу танцевать
Хоровод
Женский день
медленный
Эстрада
Эстрадный танец
Летка-енька
Подготовка к утреннику
Плавность рук
Парный танец
игра
Коллективный танец
танец
Апрель.
№
1
2
Название раздела
Из бабушкиного сундучка
Встанем в круг
Тема занятия
костюмы
солисты
Основа
Видео
фантазия
3
Музыкально-ритмические движения
Танцующие сказочные герои
картинки
4
5
6
7
8
Элементы русского танца
Мы собираемся на бал
Я хочу танцевать
Хоровод с веточками
Весенний праздник цветов
Во саду ли, в огороде
Собираем элементы
Эстрадный танец
предмет
Подготовка к утреннику
движения
Парный танец
дискотека
Коллективный танец
танец
Май.
№
1
2
Название раздела
вальс
Навстречу к солнцу
Тема занятия
Виды вальса
Ритмика
Основа
Видео
подражание
3
Музыкальная карусель
Танец
Ритмика
4
5
6
7
Элементы русского танца
День Победы
Я хочу танцевать
Итоговый концерт
Итоговое занятие
Военные
Сольный танец
Подготовка к утреннику
танец
выступление
соревнование
танец
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Методическое оснащение.
1. Папка «Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;
2. Папка «Релаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;
3. Папка «Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
4. Папка «Разминки»-подборка разминок по теме для начала занятия;
5. Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
6. Папка «Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
7. Папка «Теория»- подборка теоретических сведений по теме занятия;
8. Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т. п. для музыкальных игр и танцев.
ЛИТЕРАТУРА.
1. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Изд. 2-е. «Учитель» 2013г. Волгоград.
2. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет».
Москва. «Просвещение»1983г
3. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски Детей 6-7 лет.
Москва. «Просвещение»1983г.
4. А. И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей». «Ритмическая пластика для Дошкольников».
5. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу». 1кн. «Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 -7 лет творчества в танце». Москва,
изд. «Гном» 2002г.
6. Н. Зарецкая. «Танцы для детей старшего дошкольного возраста». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2005г.
7. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
8. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г. Изд. «Т. Ц. Сфера».
9. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г. Изд. «Т. Ц. Сфера».